Научиться фото

Научиться фотографировать можно здесь

Фокус в фотографии

Так вот, о фокусах….
Нет, кролика из шляпы доставать не будем. И не про резкость снимка я.
Я о тех фокусах, которые присутствуют в объективах и помогают приблизить или удалить картинку.
Объективы бывают с постоянным и переменным фокусом. Первые изменять увеличение картинки не могут, вторые делают это с переменным успехом.
Объективы бывают телевики (длиннофокусные) и широкоугольные (короткофокусные). Последнее название объясняет, что в объективе происходит. Широкоугольный объектив (или объектив с переменным фокусом в широкоугольном положении) имеет более широкий угол захвата, чем телевик. И весь этот широкий угол зрения он проецирует на матрицу или пленку фотоаппарата. Естественным образом, размеры деталей на получаемой картинке у него выходят меньше, чем у телевика, который размазывает по матрице гораздо меньший угол зрения. Стандартные углы зрения у короткофокусных «шириков» составляют от 50 градусов и более, фокусное расстояние — до 30 мм. Телевики же имеют угол до 20 градусов, фокусное расстояние — от 100 мм. Промежуточные объективы иногда называют «штатниками».
Бывают также суперы. Суперширик, иногда называемый «рыбий глаз», захватывает угол около 180 градусов. Суперзумы — с фокусным расстоянием от 300 мм.

Посмотрел фотограф на свой фотик, например, Panasonic Lumix dmc-fz50 и удивился: «А у меня фокусное расстояние 7.4-88.8… рыбий глаз!…» И был неправ. Приведенные мной выше границы мало того, что примерные, они еще и рассчитаны на полноразмерный кадр, как у 35 мм фотопленки. При меньшем размере матрицы в дело вступает так называемый кроп-фактор (учитывающий отношение реальной матрицы к 35-мм кадру), на величину которого надо корректировать фокусные расстояния объектива.
Для Lumix dmc-fz50 с его маленькой матрицей этот кроп-фактор составляет примерно 4.7, соответственно приведенный диапазон фокусных расстояний 35 — 420. Да это суперзум какой-то!

Ну, вроде бы, числа и числа… Толк от них какой, кроме возможности сфотографировать удаленные объекты? А есть еще прекрасная возможность… испортить кадр на коротком фокусе. Причина этого в следующем. Как мы помним, короткофокусный объектив запихивает в аппарат широкий угол зрения. Эта возможность обеспечивается в нем за счет оптических искажений. Чем ближе к краю снимка, тем сильнее его пространство сжимается.  На коротком фокусе увеличивается перспектива, дальние предметы уменьшаются сильнее, а ближние меньше. Снимок получается не плоский, а как бы натянутый на шар, выпуклый в середине. И чем короче фокус, тем сильнее кажущаяся «выпуклость» снимка. И чем ближе предмет, тем сильнее он искажается. Да что говорить — посмотрите в хороший дверной глазок… «рыбий глаз» искажает не меньше.
Чаще всего короткий фокус используется для съемок пейзажей, архитектуры. И вот в чем неприятность: наиболее заметны на снимках искажения прямых линий, которых в архитектуре предостаточно. Поэтому приходится так размещать здания в кадре, чтобы искажения были минимальными.

Вот небольшой пример, снятый на тех самых 35 мм приведенного фокусного расстояния.

Искажения вертикальных линий на коротком фокусе

Оцените, как наклонились фонарный столб и церковь из-за того, что попали на край кадра! Ладно, если бы развалюха была…

Но что же делать, если здание непременно нужно сфотографировать, а места для того, чтобы разместить его в кадре, не хватает? Специально для съемок архитектуры выпускают короткофокусные объективыс коррекцией по геометрии. С этой целью делают даже объективы «с шифтом», чтобы дом можно было снизу снять без искажений.

А попробуйте на коротком фокусе портрет снять! Лицо будет опухшим, как спросонья.
Именно поэтому портретные снимки обычно делают на фокусных расстояниях 50-100 мм, а соответствующие объективы называют портретными.
Хотя… Бывают и исключения:

Изменение размеров предметов на коротком фокусе

Из обычной тарелки получился целый тазик.

Или еще пример —  короткофокусные объективы идеально подходят в таких случаях:

Короткий фокус в пейзаже

На пейзаже отсутствуют вертикальные линии, а горизонтальные практически не искажаются.

Выводы:

  • Определите фокусные расстояния объектива своего фотоаппарата с учетом кроп-фактора.
  • Постарайтесь  снимать портреты на фокусном расстоянии не меньше 50 мм.
  • Снимая на длинном фокусе, не забывайте о правиле кратчайшей выдержки. Тем более, что матрице достается очень мало света.
Рубрика: Фототехника
  • Гагра написал:

    Что-то случилось с блогом. Не могу подписаться на RSS. Поправьте пожалуйста.

    • Gans Glum написал:

      С подпиской на блог все хорошо. Со спамом — да, плохо.

Ваш email не будет опубликован.